вторник, 9 января 2018 г.

ЧЕТЫРЕ ЦВЕТОВЫХ ЗОНЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА


Те, кто читал книгу Юлии Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком - как?", знакомы с принципом разделения поведения ребёнка и всех требований и ожиданий, предъявляемых к ребёнку, на четыре цветовых зоны. Такое распределение и применение на практике очень помогает и родителям, и детям. Так что если кто-то пропустил, обратите внимание.
Итак, четыре цветовые зоны поведения ребёнка: зелёная, жёлтая, оранжевая и красная.

1. В зелёную зону поместим всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию.
Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…
2. В жёлтой зоне находятся действия ребёнка, в которых ему предоставляется относительная свобода.
Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил.
Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своём дворе, но дальше не уходить.
Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному нам механизму извне-внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.
Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
Приведу пример удачного разговора мамы с пятилетним Петей.
Петя хватает печенье.
МАМА: Сейчас не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит.
(Ограничение коротким объяснением.)
ПЕТЯ: А я хочу!
МАМА: Ты обязательно его съешь, но только в конце ужина. (Разрешение с условием.)
ПЕТЯ: Я не хочу ужинать!
МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное слушание.)
Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет, и мы будем есть вместе. Но если ты проголодаешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ возможного выбора.) Ты будешь есть на ужин кашу или жареную картошку? (Возможность выбора.)
ПЕТЯ: Конечно, жареную картошку, и вместе с папой!
3. В оранжевой зоне находятся такие действия ребёнка, которые в общем, нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются.
Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребёнку разрешают не ложиться спасть до его появления и даже завтра не пойти в детский сад. Или малыш напуган страшным сном, и мать берёт его в свою кровать, пока он не успокоится.
4. В красной зоне находятся действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.
Нельзя бить, кусать маму, играть с огнём, ломать вещи, обижать маленьких…
Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне можно найти «золотую середину» между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий