Готовность к школе

Готовность к школе – это желание учиться

В последние годы дети всё меньше стремятся в школу. Небольшой процент таких детей был всегда. Но в последние годы он начал неуклонно расти. Причем процент этот выше там, где детей интенсивно готовят к школе по специальным усложненным программам. Обесценивание школы в глазах детей ученые напрямую связывают с преждевременным включением их в учебу.
Как бы мы не готовили малыша к школе, реальная школьная жизнь всегда будет иной, чем думалось нам и представлялось ему. Первые дни одинаково трудны для всех детей. Нужно время для адаптации, и оно наступает, но у одних детей быстро и без последствий, а у других затягивается надолго, становится мучительным процессом.
Рискнем сказать, что в самом начале школьной жизни учеба  - не главное. Вернее, она никогда не станет главным делом для ребенка, если он не готов к школьной жизни совсем по другим показателям, прямо не связанным с его конкретными знаниями и умениями.

Зачем нужен кризис 7 лет

Хотя слово «кризис» и вызывает неприятные ассоциации; в психологии оно имеет вполне нейтральное значение – переход, поворот, перелом в развитии. В 7 лет ребенок становится неузнаваемым: иначе рассуждает, иначе себя ведет, обижается на то, на что раньше не реагировал, активно включается в те сферы взрослой жизни, к которым некогда был равнодушен.
С ним уже нельзя вести себя как прежде, а если попытаться «власть употребить» или проигнорировать его новые запросы, то можно вызвать в ответ бурю «протестного поведения». Суть произошедших перемен – «чувство социальной компетенции», которое складывается у 7 –летнего ребенка, и потребность в уважении со стороны взрослого. Он как бы «исчерпывает» игровой способ познания мира и проявлять настойчивое стремление «знать и уметь по-настоящему», быть наравне со взрослым, самостоятельно распоряжаться собой, своим временем, своими занятиями.
«Феномен семилетки» описан давно. Он во все сует свой нос, обо всем рассуждает с видом знатока, исчерпывает острый интерес к взрослым и порой  напускает на себя какой – то неестественный тон в их присутствии, пытается всеми правдами и неправдами привлечь к себе внимание. Он сочиняет небылицы и может до слез расстроиться, если «взрослость» не оценят и отошлют к игрушкам. Именно такие качества ученые считают основными показателями личностной зрелости старшего дошкольника. И именно они помогают ему безболезненно войти в школьную жизнь.

Из школьников в школьники

К семи годам дошкольник, как правило, проявляет интерес к трудным заданиям, охотно занимается «секретами», любознательность его неистощима. Он любит бросать вызов взрослым и сверстникам в выполнении каких – то дел, постоянно соревнуется с ними в силе, ловкости, быстроте, любить сравнивать себя с другими – по сути непрерывно ищет подтверждений своим «совершенствам», но одновременно становится строже и критичнее к себе самому. Если попробовать ему поддаться, уступить его настойчивому желанию выделиться, он обидится – ему нужна истинная победа, а не уступка, как маленькому.
Кроме того, у старшего дошкольника резко активизируется творческая активность. Она может проявляться и в уже хорошо освоенном рисовании, лепке, конструировании, а может и в совершенно новых формах: сочинении стихов, музыки, кройке и шитье одежда для себя, а не куклы и т.д. При этом дети 6 – 7 лит легко проникаются заботами и проблемами не только своих близких, но и чужих людей. Услышав призыв сдать деньги в какой–нибудь фонд или для лечения незнакомого человека, они могут расстаться со своей копилкой или вынудить вас сделать взнос.
Ребенок в конце шестого года жизни абсолютно социальное существо. Принятые в об­ществе правила поз­воляют ему созна­тельно и произвольно регулировать свое поведение, особенно, ко­гда его интересы стал­киваются с интереса­ми других людей
Происходит это не сразу. Первоначаль­ные принципы, по ко­торым он строит свое, поведение, вполне эгоистичны и мало учитывают чужие ин­тересы: «Я не хочу, а значит, не буду это де­лать». «Я буду первый играть этой игрушкой, потому что она моя». Но к семи годам мно­гие дети (хотя далеко не все) в состоянии даже подчиняться не­писаным правилам че­ловеческого общежи­тия: «Он гость, поэто­му я подожду, когда он наиграется моей машинкой», «Я не мо­гу предать друга и ска­зать, что виноват он, а не я. Пусть уж наказывают меня».
Усваивая     нормы поведения, дошкольник  нуждается и об­ществе, где он мог бы «проверить» эти пра­вила на практике. Пе­ревод  их  из области «знаемого» в область «реально используе­мого»   возможен  только  и детским коллективе: взрослый всегда остает­ся  как бы «держателем» нормы, на которого ребенок фактически не мо­жет воздействовать, a it контактах со сверстниками это возможно он и сам подчиняется их требованиям, и вправе потребовать подчинения от них.

Ключевая фаза

Она наступает, когда оценивая себя и дру­гих, ребенок начинает прибегать к категори­ям «честно-нечестно», «справедливо – несправедливо» и переживать несправедливость по отношению к другому человек так же остро, как к самому себе. А это достаточно слож­ная линия развития.
Так, переоценка или недооценка своих способностей мешают точно и продуктивно действовать, обостря­ют отношения с окру­жающими, лишают уверенности в себе или, напротив, делают избыточно самоуве­ренным. Многим ро­дителям известно по­нятие завышенной и заниженной само­оценки, которая у старших дошкольни­ков может меняться несколько раз в день от одного полюса к другому.  Хуже,  когда тенденция переоценки (или недо­оценки) устойчиво проявляется во всех или во многих жизненных об­стоятельствах ребенка.
Заниженная самооценка нередко дает о себе знать болезненной застен­чивостью, неуверенностью в себе, го­товностью расплакаться при малей­шем неодобрении его действий, очень часто она сопряжена с изоли­рованностью ребенка от сверстников, и это наиболее тревожный случай. Дети с завышенной самооценкой, хо­тя и производят не очень благоприят­ное впечатление па окружающих (за­носчивость и избыточное самомне­ние также могут лишить их компа­нии сверстников и расположения учителя), тем не менее находятся в более выигрышном положении: дос­таточно и небольшого опыта школь­ной жизни, чтобы их самооценка откорректировалась до реалистичной.
Поднять заниженную самооцен­ку сложнее. Для начала задумайтесь, откуда она взялась. Как правило, са­мооценка ребенка - отражение тех оценок, которые он получает от дру­гих. Совсем необязательно, что не­уверенный ребенок жертва вашей строгости. Неуверенность может быть вызвана и вашими неумерен­ными похвалами даже там, где ребен­ка следовало бы покритиковать. Он и сам видит: что-то не так, а его хва­лят вот он и теряет ориентиры, а заодно и веру в себя.
Но чаше неуверенные в себе дети это те. кому часто указывали, где и в чем они не правы, и крайне редко говорили, в чем они состоятельны и успешны.

Сокращенное детство

На первых порах детей побуждают учиться социальные мотивы: им нравится их новый школьный ста­тус, признание их взрослости, под­тверждаемое особым отношением к ним родителей и младших ребяти­шек. Лишь позже учеба выступит па первый план и станет (хотя и не у всех) главным мотивом посещения школы. Отвержение дошкольных видов деятельности, стремление в школу основной признак готовно­сти ребенка. Однако именно здесь в последние годы и наблюдается не­благополучие.
Ближе к 7 годам у большинства детей завершается кризис. Однако многие из них начинают учиться с 6 лет, а готовятся к обучению и того раньше. Безусловно, психическое развитие ребенка не всегда совпадает с его объективным возрастом: воз­можны и опережения, и отставания. Кому-то легко пойти в школу и с 6 лет, а кому-то и в 7 рановато. Главное - не давать волю своим родитель­ским амбициям, а честно оценить ре­альные возможности ребенка и при­нять решение в его пользу.
Искусственно подталкивать его в развитии, натаскивать к школе лю­бой ценой неразумно. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин счи­тал, что знания, полученные в систе­ме дошкольного развития, не перено­сятся автоматически в школьную действительность: они все равно бу­дут заново встраиваться в совершен­но иную - учебную - деятельность, включаться в иной школьный контекст развития: иначе эти знания просто не смогут обеспечить разви­тие ребенка, а так и останутся «эффективным стартом» его школьной жизни без дальнейшего полета. А вот навредить, несвоевременная учеба может, особенно если она не учиты­вает способности ребенка ее принять.
Ранняя систематическая учеба (в какой бы игровой форме она ни про­водилась) в лучшем случае заканчи­вается тем, что в школе ребенок зано­во учится тому, чему его с колоссаль­ной затратой сил и энергии учили до школы, а в худшем у него выраба­тывается отвращение к школе.
Показывая 5-6-летнпм детям 8 картинок с изображением человече­ских возрастов, мы предлагаем им выбрать самый счастливый. В пос­леднее время они все чаще выбирают «социально-безответственные» возрасты младенческий и старческий. Мотивируют это так: «Им можно не учиться», «Они могут играть, сколь­ко захотят».

Комментариев нет:

Отправить комментарий