В начале обучения в профильных классах у десятиклассников могут
наблюдаться случаи дезадаптации. Ее причины – смена социального
окружения и системы деятельности обучающихся.
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в измененном коллективе класса и пр.
Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (новый состав класса и новые учителя) и системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в измененном коллективе класса и пр.
Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей
принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи
достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.
Старшеклассник становится недисциплинированным, невнимательным,
безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет
идти в школу. Эти проблемы особенно характерны для образовательных
учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий,
лицеев.
Профильное обучение предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы учащиеся
принимали профильное обучение как серьезный шаг к будущему виду
деятельности.Профильное обучение предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку. Успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: лучше адаптируются те учащиеся, чей профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями.
Десятый класс открывает последний этап
обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников
могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со
сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе
становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. Термин
адаптации, обозначающий приспособление, используется при описании
довольно разных процессов: адаптация физиологическая, адаптация
зрительная и слуховая, адаптация социальная и др. В данном случае речь
идёт о физиологической и социальной адаптации, обеспечивающей
полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной
мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при
сохранение здоровья и оптимального самочувствия. Родители должны быть
готовы к тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать те замечания,
которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше
заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе. Для этого, прежде
всего надо выяснить, с какими именно затруднениями ребёнок столкнулся,
какие предметы сложнее всего даются. Ребёнок должен понять, что
требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям.
Низкая успеваемость может привести не только к понижению самооценки, но и
к изменениям в поведении ребёнка: подавленность, замкнутость или
наоборот злобность, агрессивность. Особую роль здесь может сыграть
обучение навыкам распределения времени и планирования собственной
деятельности.
Нередко
встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание
отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным
одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от
серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно,
старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность
ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий
тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и
планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности
дневной сон. В этот период требования педагогов увеличиваются,
изучаемый материал усложняется. С точки зрения возрастной психологии,
старшеклассники вступают на особую ступень возрастного развития – период
ранней юности. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека
между подростковым возрастом и взрослостью.
Главное
психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего
внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень.
Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в
перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее,
целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского
самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в
будущее.
Большинство
десятиклассников сталкиваются с резким увеличением учебной нагрузки,
важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и
планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности
дневной сон.
Профессиональное самоопределение – важнейшая задача данного возраста.
Социальная адаптация как приспособление человека к условиям социальной среды предполагает:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3) способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4)способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями
возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной
потребностью данного возраста является потребность в поисковой
активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив.
Практика показывает, что если выбранное направление в обучении
соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и
склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и
увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические
явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения
учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное изучение
учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов,
соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную
подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности. Исследования
подтверждают, что профильное обучение в общеобразовательной школе делает
процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых,
благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро
интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности;
во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для
реализации учащимся активной пробы сил. Осуществляемая профильная
дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации,
с другой, создает условия для допрофессиональной подготовки и
социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует
тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом
профессионального выбора. Необходимым этапом в разработке рекомендаций
по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и
оптимизации функционального состояния является изучение процесса
адаптации к определенной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий